Недостаточность отдельных элементов питания у растущих культурСтраница 4
Время, через которое можно заметить изменение состояния опрыснутых растений, для разных элементов различное. Интервал между опрыскиванием и изменением состояния растений определяется двумя факторами – скоростью поступления элемента в растение и характером симптомов. Быстрее всего, за 1–2 часа после опрыскивания мочевиной, проникает в листья азот. Десятками часов измеряется время поступления в растения марганца, калия, кальция и цинка. Фосфор, а особенно железо и молибден, проникают в растения медленно. Только через 10 дней половина железа, нанесенного с помощью опрыскивания, поступает внутрь.
Таблица 23. Дозы сухих удобрений и концентрация растворов удобрений для устранения недостатка питательных элементов на узких грядах
ЭлементУдобрениеДоза, г/м погонныйКонцентрация раствора для опрыскивания, %Примечание
N Аммиачная селитра Мочевина 50 35 0,5 Коррекцию проводят сухими удобрениями. Раствор используют только для диагностики Р Двойной суперфосфат 25 0,5 —» – К Хлористый калий 50 0,5 —» – Са Кальциевая селитра Хлористый кальций 50 0,5 Повторные опрыскивания с интервалом 10 дней могут устранить относительный дефицит на фоне высоких доз N – Р – К Mg Сульфат магния 30 0,5 —» – В Борная кислота 3 0,1 Сухие удобрения в дозе ниже 10 г/м вносят с наполнителем Мо Молибденовая кислота или молибдат аммония (натрия) 1,5 0,05 —» – Fe Хелат железа Сульфат железа (железный купорос) 6 12 0,1 Коррекцию предпочтительнее проводить путем опрыскивания
Продолжение табл. 23
ЭлементУдобрениеДоза, г/м погонныйКонцентрация раствора для опрыскивания, %Примечание
Мn Сульфат марганца Перманганат калия (марганцовка) 12 0,05–0,2 0,02 Коррекция с помощью опрыскивания достигается дозой примерно в 10–15 раз более низкой, чем при внесении в почву Zn Сульфат цинка (цинковый купорос) 12 0,05–0,1 —» – Сu Сульфат меди (медный купорос) 2 0,02–0,05 —» – Со Сульфат кобальта или хлорид кобальта 0,5 0,05–0,1 —» —
Некоторые симптомы очень быстро исчезают после поступления соответствующего элемента. Например, развертывание молодых листьев у томатов, которое было затруднено при дефиците кальция, происходит уже через 12–24 часа после опрыскивания. Многие специфические изменения не исчезают при устранении дефицита, например, краевой ожог при нехватке калия. Тогда судить об улучшении состояния можно только через 1–2 недели по появлению новых крупных и здоровых листьев.
• Огородникам, работающим на торфянистых почвах осушенных верховых и переходных болот, нужно всегда иметь под рукой сульфат меди (медный купорос). Если, несмотря на подкормки смесью 2, растения развиваются медленно, с вероятностью, близкой к 100 %, можно сказать, что им не хватает меди. Проведите коррекцию, внеся по центру гряды максимальную рекомендованную дозу (10 г/м).
• При работе на любой почве всякое замедление роста, развития и плодоношения культур, которое не снимается подкормкой смесью 2, должно привлечь пристальное внимание огородника. Не пытайтесь решить проблему увеличением числа подкормок смесью 2. Скорее всего, рост лимитирован одним из микроэлементов, которые мы не вносим со смесью 2. На минеральных почвах Нечерноземья лимитирующим элементом часто бывает цинк, но это может быть и другой элемент – как из числа тех 14, необходимость которых строго доказана, так и из числа тех, потребность в которых выявляется в последние годы – йод, ванадий, селен и др. Если диагноз не ясен, проводите коррекцию древесной золой, внося ее по центру гряды в дозе 1/2 стакана (50 г) на метр гряды.
• Тем, кто выращивает на узких грядах помидоры и перец, надо запастись сульфатом магния. В период, когда одновременно растут плоды на нескольких ярусах и масса плодов быстро нарастает, растениям требуется очень много магния для образования хлорофилла в плодах. В этот период очень часто возникает дефицит магния. Коррекцию нужно проводить сухим удобрением, внося по 25–30 г сульфата магния на погонный метр гряды.
Другие статьи:
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА ОВОЩЕВОДСТВА НА УЗКИХ ГРЯДАХ
Систематическое описание технологии овощеводства на узких грядах дается в разделах
2–6. Задача данного раздела – первое знакомство с методом, его принципами и возможностями. ...
Приложение
...