Плоскорельефная резьба
Страница 1

Плоскорельефная резьба относится к самым распространенным видам резьбы. Основу ее составляет плоский одинаковой высоты рельеф орнамента. Такой вид позволяет создавать композиции с растительным узором, геометрическим орнаментом, с изображением людей, зверей, птиц и мифологических персонажей. Однако техника работы довольно трудоемка, требует определенного мастерства и опыта, а также наличия разнообразного резчицкого инструмента: ножей-косяков разной ширины и с разным углом скоса полотна, стамесок различного профиля и сечения, циклей, скребков, рашпилей, чеканов и т.д.

В плоскорельефной резьбе известны следующие подвиды: резьба с заоваленным контуром, подушечным фоном, подобранным фоном. Плоскорельефная резьба с заоваленным контуромРис. 36. Плоскорельефная резьба с заоваленными контурами

Рис. 36. Плоскорельефная резьба с заоваленными контурами

Рис. 37. Плоскорельефная резьба с выбранным чеканным фоном

Рис. 37. Плоскорельефная резьба с выбранным чеканным фоном

По технике исполнения эта резьба очень близка к контурной. Отличается только тем, что края канавок, образующих контур плоского орнамента, слегка закруглены, т.е. заовалены. Прием заоваливания контура орнаментальных форм позволяет достигнуть мягкости изображаемого узора, сочности линий.

Для выполнения плоскорельефной резьбы с заоваленным контуром на хорошо подготовленную поверхность дощечки с помощью кальки, копировальной бумаги или шаблонов переводят рисунок. Все детали орнамента прорабатывают по контуру косяком или полукруглой стамеской, вырезая канавку глубиной 3–4 мм. При этом сначала надрезают грань канавки с внешней стороны, потом с внутренней.

Надрезы и подрезы выполняют с одинаковым наклоном косяка так, чтобы линия контура рисунка оказалась точно посередине канавки. Затем с верхних срезов граней, образующих канавку, снимают фаску: со стороны фона более отлого, со стороны орнамента круче. Косяк при снятии фаски держат в зависимости от характера и направления линии прямо или с боковым наклоном. Косяком можно снимать фаску у самых крутых контуров: чем круче линия рисунка, тем выше поднимают пятку ножа. Носок лезвия при этом должен идти по прямой линии или плавно огибать контур орнамента. У отлогих прямых и кривых линий фаску удобно снимать плоской стамеской, держа ее под небольшим углом. Если вогнутые линии, образующие рисунок, очень крутые, снимать фаску лучше полукруглой стамеской. Эти операции можно выполнять как правой, так и левой рукой, приемами от себя и на себя.

Края канавки, образующей спиральную линию, заоваливают отлогими полукруглыми стамесками.

Фаску нужно снимать по всей линии за один прием, не отрывая инструмента, чтобы на кромке не было портящих вид стыков. Срезы, образующиеся после первого снятия фаски, заоваливают последующим снятием более тонких слоев. Заоваленная резьба с подушечным фоном

Заоваленная резьба с подушечным фоном мало отличается от обычной заоваленной. При ее выполнении заоваливают весь фон, и он нигде не остается плоским. Кроме того, фон иногда режут ниже поверхности рисунка.

В этой разновидности резьбы надрез канавки со стороны фона делают значительно положе, чем подрез со стороны орнамента. Кроме того, иногда плоскость фона между близко расположенными частями орнамента чуть подрезают, благодаря чему фон получается несколько ниже рельефа и приобретает вид подушечки. Большие плоскости фона тоже заоваливают отлого. Таким способом выполняют мелкий рисунок, заполняющий всю поверхность. Плоскорельефная резьба с подобранным фоном

Плоскорельефная резьба с подобранным фоном дает возможность изображения орнамента с более четким силуэтом. Узоры в виде небольшого плоского рельефа с заоваленными гранями возвышаются над фоном. Формы рисунка остаются плоскими, а края их круто заоваливают. Фон может быть гладким, бугристым, в виде сетки, звездочек, точек (чеканным).

Последовательность выполнения этой резьбы та же, что и первых двух разновидностей. Прежде всего делают надрезание по внешнему контуру орнамента, для чего инструмент ставят вертикально на линию рисунка и погружают в древесину глубже, чем в предыдущих вариантах. Но глубина надрезания не везде одинаковая: на крутых поворотах линий она больше, а в местах соединения листьев и стеблей с ветвью, в острых углах орнамента – минимальная.

Страницы: 1 2

Другие статьи:

Биологические особенности крыжовника
Крыжовник относится к ботаническому семейству крыжовниковых, к роду Grossularia. Растет он в виде кустарника. Стебли формируются у основания куста. Побеги имеют сероватую окраску, шипы одиночные, ...

Весенний сад
Весной в садах начинают цвести деревья и кустарники, и это, пожалуй, самое красивое время года. Но после долгой холодной зимы, когда все растения и деревья находятся «в спячке», сад нуждается в ух ...