Столярные и плотничные соединения и крепленияСтраница 1
Cделать что-то полностью из массива древесины без единого крепления, без разделения изделия на детали довольно сложно, а порой невозможно. К тому же приобрести большой массив древесины достаточно дорого, а одна ошибка может привести к порче всего бруска.
Гораздо проще разделить чертеж на отдельные детали, а не выпиливать каждый изгиб или выемку, постоянно переворачивая все изделие. Все отдельные детали изделия должны соответствовать размерам, а при соединении составлять единое целое. Кроме того, немаловажным фактором прочности изделия являются точность и прочность соединений.
Соединение деревянных деталей производят несколькими способами: с помощью гвоздей, шурупов, деревянных шипов и шпонок, склеивания и т. д. Виды соединений
Все соединения, будь то плотничные или столярные, называются посадками, потому что в их основе лежит принцип насаживания детали с шипом на деталь с пазом. В зависимости от того, как плотно соприкасаются детали в креплении, все посадки разделяются на напряженные, плотные, скользящие, свободные и очень свободные.
В основе всех соединений лежит узел – место крепления. В зависимости от того, какую фигуру напоминают соединившиеся детали и как расположен узел, существует несколько видов соединений. Среди них выделяют торцевые, боковые, угловые, т-образные и крестовидные. Торцевые соединения
Есть еще одно определение такого соединения – наращивание. Оно характеризуется тем, что все детали скрепляют между собой в торцевой части, при этом увеличивается длина целой детали. В зависимости от типа крепления такие торцевые соединения выдерживают большие нагрузки при сжатии, растяжении и изгибе. Обычная целая доска во многом уступает доске, полученной при наращивании.
Торцевое соединение деталей, сопротивляющееся сжатию, может иметь различную конструкцию. Основная особенность этого соединения состоит в том, что каждый брусок обладает и накладкой, и пазом, которые чаще всего делают равными и по толщине, и по длине. Можно сделать наращивание с прямой накладкой вполдерева (рис. 66, а, б), а можно сделать торцевое соединение с косой накладкой (рис. 66, в).
Рис. 66. Торцевые соединения, сопротивляющиеся сжатию: а – с прямой накладкой вполдерева; б – с прямой накладкой со стыком в тупой угол; в – с косой накладкой со стыком в шип.
Если нет уверенности в прочности будущего соединения, можно дополнительно усложнить его шипами (см. рис. 66, в) или различными стыками, например стыком в тупой угол (см. рис. 66, б). Но это соединение потребует дополнительного клеевого крепления или крепления с помощью гвоздей и шурупов.
Торцевое соединение деталей, сопротивляющееся растяжению, в основе своей конструкции содержит накладку в замок. Сначала чертят накладку, затем на одной детали делают паз, а на другой – выступ. Именно этот замок и позволяет обеим половинам не разъединяться. Так же, как и соединение, сопротивляющееся сжатию, этот тип соединения может иметь прямую (рис. 67, а, в) и косую (рис. 67, б) накладки.
Рис. 67. Торцевые соединения, сопротивляющиеся растяжению: а – в прямой накладной замок; б – в косой накладной замок; в – с прямой накладкой со стыком в шип (ласточкин хвост).
В качестве дополнительного крепления здесь можно использовать клей, гвозди или шурупы.
Торцевое соединение, сопротивляющееся изгибу, в своей основе использует накладку либо с косым стыком (рис. 68, а), либо накладку со ступенчатым стыком (рис. 68, б).
Рис. 68. Торцевые соединения, сопротивляющиеся изгибу: а – с прямой накладкой вполдерева с косым стыком; б – с прямой накладкой вполдерева со ступенчатым стыком; в – в косой накладной замок с клиньями и со стыком в шип.
Особенностью первого типа соединения, где используют косой стык, является то, что торцевые стороны обеих деталей срезают под острым углом. При выпиливании торцов необходимо с точностью до нанометра соблюдать угол среза.
Второй тип соединения характеризуется тем, что на торцевых сторонах деталей есть небольшие пазы и шипы (рис. 68, в).
Перечисленные типы соединений обязательно должны иметь прямую поверхность накладок. Накладки с косой поверхностью используют достаточно редко, хотя они не уступают по прочности прямым. Для дополнительного крепления здесь в одинаковой степени можно использовать клей, шурупы или гвозди.
Дополнительное крепление больших брусьев, использующихся при строительстве домов, может быть металлическим или деревянным. В качестве деревянных креплений используют шипы, как выдолбленные, так и вставные.
Другие статьи:
Загрязнение атмосферы передвижными транспортными средствами
Наибольшее
загрязнение атмосферного воздуха поступают от энергетических установок,
работающих на углеводородном топливе (бензин, керосин, дизельное топливо,
мазут, уголь, природный газ и др ...
Рождественский кактус
В зимний период для комнатных растений наступают сложные времена: недостаточно света, холодные подоконники, да еще и приходится мириться с сухим воздухом. Но некоторые растения, как, например, рождест ...