Живопись по стеклуСтраница 1
В стеклоделии, помимо декорирования, широко используется такой способ оформления изделий из стекла, как живопись. Как известно, живопись по стеклу представляет собой украшение стекла с помощью красок различных оттенков.
Холодное стекло можно украшать не только с помощью медных или абразивных кругов. Эффектными и яркими выглядят сосуды, поверхность которых расписана красками. Известно, что в Древнем Египте рисунки наносили на изделия из стекла, используя масляную краску. Этот способ декорирования вскоре распространился в Сирии и Италии.
В I в. н. э. подобные расписные сосуды изготавливали все реже и реже. Снаружи их украшали, как правило, разнообразными по форме налепами. Однако это еще не означает, что изделия, украшенные росписью, перестали существовать. Ученые-историки доказали, что уже в Античности живопись по стеклу была необычайно популярной и достигла определенных высот.
К I в. н. э. относится и возникновение способа декорирования стеклянных сосудов с использованием золотой фольги. Впервые этот способ применили в Александрии, и заключался он в следующем. Из фольги вырезали орнамент, накладывали на стенки сосуда, который затем вкладывали в другой, из бесцветного стекла и более низкий. При этом два сосуда предварительно изготавливали так, чтобы внутренний плотно подходил к внешнему. В такой технике выполнена чаша, изображенная на приведенном рисунке.
Межстеклянное золочение просуществовало сравнительно недолго, до IV в. н. э. Позднее этот способ декорирования стеклянных изделий был забыт. Лишь спустя несколько веков (в XVIII в.) декорирование таким способом возродилось на короткое время в Чехии и России.
На Востоке и в Византии техника выполнения золочения была несколько иной. Здесь вырезанные из фольги рисунки прикрепляли к поверхности стеклянного сосуда и затем покрывали флюсом. Отделанное таким образом изделие отжигали.
К тому же в Византии в течение долгого времени изделия из стекла украшали массой из расплавленного стекла, смешанного с предварительно измельченными в порошок крупинками золота. Такую краску наносили на поверхность сосудов, с помощью кистей создавая причудливые рисунки.
В Византии, наряду с золочением, изделия из стекла украшали еще и росписью.
К началу XIX в., в 1830 г., германский химик Кюн составил рецепт приготовления препарата глянцевого жидкого золота, предназначенного для украшения поверхности изделий из различных материалов. Свое открытие ученый держал в тайне от всех. Однако спустя некоторое время предприимчивым братьям Дютерт удалось-таки завладеть патентом на изготовление этого вещества. С тех пор препарат жидкого золота стали повсеместно использовать для декорирования сосудов из стекла и природного хрусталя.
В арабских странах так же, как и в Византии, стеклянные сосуды украшали позолотой и росписью. Делали это в большей степени для того, чтобы скрыть дефекты поверхности стекла (в XIII–XIV вв. н. э. в арабских странах не умели варить абсолютно чистое стекло). Особенно большой популярностью пользовались в то время дамасские расписные подвесные лампы (рис. 155).
Другие статьи:
Заключение
Итак, к каким выводам мы пришли?.. Подводя итог
данной работы, ни в коем случае не претендующей на научную глубину
исследования, но все-таки проясняющей ситуацию вокруг поставленной проблемы
х ...
Вред пестицидов для человека
В настоящее время известно более 1000 действующих веществ (а их препаратов более 5000), предназначенных для борьбы с вредными насекомыми (инсектициды), сорняками (гербициды), грибковыми ...