Живопись по стеклуСтраница 2
Рис. 155. Лампа, украшенная позолотой и росписью. Сирия. Начало XIV в. н. э.
В X в. происходит качественный переворот в технологии изготовления витражей. Листы стекла стали расписывать, применяя в качестве краски особый состав – шварцлот (смесь меди, железа и легкоплавкого стекла).
К XIII в. широкое распространение получил способ декорирования поверхности изделий, впоследствии названный гризайлем. Этот способ используют и в наши дни. Заключается он в том, что фрагменты рисунка составляют из отдельных тонов только одного цвета, чаще черного или коричневого.
В XIV в. был открыт еще один способ декорирования изделий из стекла – так называемое диффузное окрашивание. Сначала для этого использовали только серебро, и потому такой метод украшения назывался серебряной протравой. Спустя некоторое время его забыли.
Возродился он только к XIX в. В 1832 г. чешский стеклодел Бедржих Эгерман создал сосуды, поверхность которых была окрашена в равномерный насыщенно-рубиновый цвет.
Для того чтобы создать такую окраску, гладье сначала покрывали специально приготовленной массой, в состав которой входили соединения некоторых металлов. После этого изделие обжигали, в результате чего после проникновения металлов в толщу стекла последнее приобретало определенную окраску.
Этот способ декорирования используют и в наши дни. Так, для того чтобы окрасить поверхность стеклоизделия в янтарно-желтый цвет, при изготовлении стекломассы применяют соединения серебра, а для того чтобы создать рубиновый или черный сосуд, в исходную массу добавляют медь. Изделия желтой окраски можно получить, если покрыть гладье массой, в состав которой входят соединения ванадия. Особенно эффектно выглядят изделия из цветного стекла, декорированные золотом (рис. 156).
Рис. 156. Графин. Рубиновое стекло. Роспись золотом. XVII в.
В XV в. золочение и роспись по стеклу использовали и в Венеции. В связи с тем что венецианцы изготавливали только цветное стекло, характер рисунка был также специфическим. Традиционно в Италии сосуды украшали орнаментом в виде золотых чешуек, обрамленных цветной или белой нитью, выполненной эмалью (рис. 157).
Рис. 157. Венецианское стекло: а – чаша (XV в.); б – свадебный бокал (XV в.).
С XVI в. такой рисунок наносили только на молочно-белое стекло, которое впервые было изготовлено в Мурано. Делали его в подражание знаменитому китайскому фарфору. Поверхность гладья затем украшали разноцветными рисунками.
Во Франции со второй половины XVI в. стали появляться сосуды, изготовленные на венецианский манер. Связано это с тем, что в это время во Франции работали мастера из Венеции. Они-то и привезли с собой способ украшения изделий позолотой и эмалью.
В XVIII в. французские изделия из стекла по способу декорирования напоминали арабское стекло. Более других производством сосудов, поверхность которых украшали золоченым орнаментом, славились заводы братьев Даум, организованные в Нанси в 1875 г.
Другие статьи:
Общие сведения о сорной растительности
Понятно, что сорно-полевые растения с их вредными и полезными свойствами представляют
большой интерес для ботаников, фармакологов, пчеловодов, агрономов и других специалистов.
Но знание особенност ...
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА ОВОЩЕВОДСТВА НА УЗКИХ ГРЯДАХ
Систематическое описание технологии овощеводства на узких грядах дается в разделах
2–6. Задача данного раздела – первое знакомство с методом, его принципами и возможностями. ...