Живопись по стеклуСтраница 3
В Германии живопись по стеклу стали использовать для декорирования стеклоизделий с конца XVI в. Особенно широко этот способ применяли в Южной Германии, Саксонии и Чехии. Как правило, красками разрисовывали высокие сосуды, украшая их поверхность рисунками на религиозные, исторические и бытовые темы. Большой популярностью и спросом в то время пользовались штофы с изображенными на них гербами и разнообразными геральдическими знаками.
В середине XVII в. появляется новый способ декорирования изделий из стекла, на поверхность которых наносили рисунок, выполненный черной краской.
Такой вид росписи по стеклу изобрел известный германский художник Иогаш Шапер.
В конце XVIII в. в Саксонии художник по росписи фарфора Сигизмунд Мон (1760–1815 гг.) составил рецепт изготовления полупрозрачных и прозрачных эмалей. В дальнейшем прозрачные эмали довольно часто использовали в декорировании, как правило при изображении на поверхности стеклоизделий пейзажей и разнообразных цветочных картин. Однако такие сосуды обычно не пользовались большим спросом, в связи с тем что сквозь краску проглядывала противоположная сторона изделия, линии орнамента деформировались, что, естественно, приводило к искажению самого рисунка.
В России в XVII в. стеклянные сосуды расписывали масляными красками. При этом создавали яркие полихромные рисунки, которые выражали веселый, необузданный нрав русского народа.
Эмаль на Руси стали использовать с XVIII в. Впервые изделия, украшенные эмалью, изготовили на Ямбургском стекольном заводе (рис. 158).
Рис. 158. Сосуд декоративный. 1730 г.
С конца XVIII в. на Петербургском казенном заводе впервые в России изготовили сосуды из молочно-белого стекла, по внешнему виду напоминающие китайский фарфор. Поверхность таких изделий опять же в подражание фарфору украшали разноцветным орнаментом, нанесенным эмалью.
С XIX в. в России поверхность изделий из прозрачного и цветного стекла стали декорировать позолотой.
Существует еще один способ декорирования изделий из стекла – так называемая декалькомания. Он был изобретен в России в первой половине XIX в. двумя художниками: Теребеневым и Семячкиным. В 1860 г. данный способ покрытия стеклоизделий значительно усовершенствовал С. А. Хрулев, в результате чего стало возможно использование разнообразных деколей на стекольных заводах при изготовлении и декорировании больших партий продукции.
В начале XX в. особенно популярной стала шелкотрафаретная печать (так называемая шелкография). Данный способ издревле использовали в Китае для нанесения рисунков на шелковую ткань. Отсюда и пошло название – шелкография.
В 30-е гг. XX в. в Америке шелкотрафаретную печать часто использовали при отделке стеклянных сосудов. При этом гладье сначала покрывали силикатной краской, а затем готовое изделие обжигали в печах при высокой температуре.
В нашей стране используют различные способы декорирования изделий из стекла и горного хрусталя.
Особое внимание привлекают работы В. Шевченко, поверхность которых обрабатывается так называемыми вспенивающимися эмалями.
Другие статьи:
Осенний сад
После сбора урожая ни в коем случае нельзя прекращать работы по уходу за садом.
В это время необходимо подготовить плодово-ягодные культуры к перезимовке, удалить
с участка отходы и мусор, чтобы н ...
Реклама
Появление новых электронных средств информации – просто очередная стадия в естественной цепи событий. Со времени, когда строители египетских пирамид начали «подписывать» каменные б ...